РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (КОГАН) АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ
До назначения А.К. Рождественского на должность начальника Строительной части Отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности эту роль после А.В. Ивановского в течение восьми месяцев, начиная с 24.11.1917 г. исполнял председатель Центрального комитета Всероссийских моряков и речников торгового флота Константин Петрович Бобчинский. Балтийские моряки всегда были опорой нового режима, однако несоответствие К.П. Бобчинского занимаемой должности стало очевидно уже к июню 1918 г.
А.К. Рождественский (до 1898 г. — Коган) родился 15.08.1877 г. в г. Кагуле Бессарабской губернии в семье служащего. В 1896 г. он окончил курс реального училища в Тифлисе и, благодаря денежному пособию, выданному этим училищем за отличные знания, выехал в Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения. По окончании института в 1901 г. А.К. Рождественский был причислен к Министерству путей сообщения с откомандированием в распоряжение составителя проекта улучшения Тихвинского водного пути сроком до 1902 г., а затем (с 1903 г.) — в распоряжение начальника изысканий по Азовско-Черноморскому побережью.
С переходом в 1903 г. портов в Главное управление торгового мореплавания и портов А.К. Рождественского назначили инженером Отдела торговых портов, где он исполнял работу по рассмотрению проектов дноуглубительных работ.
В 1905 г. А.К. Рождественский был командирован на X Международный судоходный конгресс с докладом «Новые работы в Санкт-Петербургском порту». По окончании конгресса он осмотрел итальянские порты, а на обратном пути — главнейшие порты Франции и Голландии.
В Отделе торговых портов с января 1906 по август 1912 г. А.К. Рождественский занимал должность начальника отделения, которое ведало землечерпательными работами и заказом дноуглубительных, землеотвальных и других снарядов. В 1912 г. его послали сначала в Румынию, в устье Дуная, а затем в Филадельфию для участия в XII Международном судоходном конгрессе, где А.К. Рождественский представил доклад «Мосты, путепроводы, туннели под водными путями». В программу конгресса входил осмотр морских и озерных портов, внутренних водных путей сообщения в США и Канаде.
В 1913 и 1919 гг. Александр Константинович был в командировках в Германии (дважды) и один раз в Голландии в качестве члена комиссии по освидетельствованию строившихся там ледокола и землесосов с механическими рыхлителями.
С июня 1915 по май 1918 года Александр Константинович занимал должность помощника управляющего Строительной части Отдела портов, в связи с Первой мировой войной принимая деятельное участие в рассмотрении проектов речных портовых работ и в мероприятиях по усилению северных портов ледоколами, плавдоками и др.
С 11.05.1918 г. он становится управляющим Строительной частью, а затем (с ноября 1918 г.) — заведующим Отделом портостроения.
В 1923 г. А.К. Рождественский был командирован в Англию для участия в XIII Международном судоходном конгрессе, по окончании которого посетил крупные порты и гидротехнические сооружения Англии, Бельгии, Голландии, Германии. Изучение этих портов легло в основу его труда «Мировые порты Северо-Западной Европы».
В 1926 г. Наркомат путей сообщения послал А.К. Рождественского в Египет для участия в XIV Международном судоходном конгрессе. Во время этой поездки Александр Константинович изучил не только порты Египта, но и Италии.
В 1921–1928 гг. под руководством А.К. Рождественского были составлены проекты расширения всех портов СССР и проекты нескольких новых портов. С 1923 г. в качестве члена консультационного бюро при управлении Ленинградского порта он принимал участие в заседаниях по рассмотрению сложных технических вопросов проектирования и возведения портовых сооружений. С 1924 по 1926 г. А.К. Рождественский состоял консультантом при Наблюдательно-техническом совете по Волховстрою. С начала 1927 г., работая в качестве члена Совета экспертов при Комитете по сооружению Волго-Донской магистрали, А.К. Рождественский принимал активное участие в рассмотрении и продвижении этого проекта. С этого же года он был членом Наблюдательно-технического совета по Свирьстрою, а также членом Совета по железобетонному судостроению.
Наряду с большой практической работой по строительству портов, А.К. Рождественский вёл интенсивную преподавательскую деятельность сразу после окончания Института инженеров путей сообщения. Уже в 1904 г. он был привлечён в Институт гражданских инженеров как руководитель по проектированию мостов, а с 1908 г. — в Институт инженеров путей сообщения. В январе 1916 г. его зачислили штатным преподавателем этого института, а в январе 1917 г. Александр Константинович — профессор Института гражданских инженеров, где он занимал кафедру гидротехнических сооружений вплоть до ликвидации инженерно-дорожного факультета в 1923 г. В 1920 г. А.К. Рождественский стал профессором Института инженеров путей сообщения, где читал курс металлических конструкций гидротехнических сооружений на водном факультете.
В июне 1929 г. А.К. Рождественский, несмотря на значительные заслуги в строительстве портов и научную деятельность (выпущено 12 крупных монографий), был репрессирован, к счастью, в «мягкой» форме. Одному из важнейших сооружений первой пятилетки (1928–1932 гг.) — Беломорско-Балтийскому каналу — потребовались знания специалиста широкого профиля. Так директор нашего института, называвшегося тогда «Севзаппроектпортиз», оказался инженером-консультантом на строительстве канала. О высочайшей инженерной квалификации А.К. Рождественского можно судить по секретной телеграмме от 5.09.1932 г., направленной начальнику Водстроя т. Осокину (ведавшему строительством) директором Гипроводтранса т. Гусевым: «Прошу Вашего ходатайства перед Наркомом о командировании в распоряжение Гипроводтранса осуждённого профессора А.К. Рождественского, сейчас работающего на Балтморстрое». Очевидно, существовали технические проблемы, решение которых было не под силу инженерному штату объединённой организации Гипроводтранса, включавшей в себя институты «Ленгипроречтранс» и «Севзаппроектпортиз».
По окончании строительства канала жизнь А.К. Рождественского была ещё долго связана с Народным комиссариатом внутренних дел. Точной датой реабилитации нашего директора мы не располагаем. Известно только, что в 1939 г. А.К. Рождественский проживал в Москве, где трудился заместителем начальника гидротехнического отдела НКВД.
К сожалению, А.К. Рождественский не вернулся в Ленинград, но мы должны быть горды тем, что такой выдающийся специалист и учёный руководил нашей организацией почти 12 лет в наиболее трудный послереволюционный период истории страны. По продолжительности руководства он уступает только А.Ф. Парфёнову.
