НАУМОВ ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Действительный статский советник Василий Николаевич Наумов родился 2 января 1857 года в семье протоиерея. В 1870 году окончил Институт инженеров путей сообщения императора Александра I в звании гражданского инженера с правом производства строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при поступлении на государственную службу. Приказом по Министерству путей сообщения № 86 он был определен на службу в Департамент шоссейных и водяных сообщений с 13 сентября 1880 г., а 16 декабря 1880 г. его утвердили в чине коллежского секретаря.
С разрешения министра путей сообщения Василию Николаевичу было поручено исполнение обязанностей младшего помощника делопроизводителя в Технико-инспекторском комитете шоссейных и водяных сообщений с 4 февраля 1881 г. С 13 сентября 1883 г. В.Н. Наумов был произведён за выслугу лет в титулярные советники, а с 1 марта 1884 г. он занял должность старшего помощника делопроизводителя технического комитета по Министерству путей сообщения.
С 1 августа 1885 г. приказом по МПС Василия Николаевича назначили младшим инженером в Комиссию по устройству коммерческих портов с причислением к Департаменту шоссейных и водяных сообщений, а со 2 ноября 1886 г. — штатным инженером VII класса в Комитет по устройству коммерческих портов.
Окончанием этого периода биографии Василия Николаевича как «молодого специалиста» можно считать 1887 год, когда он по приказу № 735 от 11 февраля был произведён за выслугу лет в коллежские асессоры и назначен начальником изысканий по устройству порта в г. Феодосии.
К сожалению, мы пока не располагаем послужным списком Наумова этих лет. По всей вероятности, он в эти годы руководил изысканиями и строительством портовых сооружений морей Южного бассейна, где и проявил себя с наилучшей стороны.
В 1900 г. он появился в штате Управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов в качестве старшего инженера, статского советника. В дальнейшем с 1902 г. в связи с реформированием управления в Главное управление торгового мореплавания и портов В.Н. Наумов совместно с Б.Е. Иваницким (бывшим руководителем Строительной части) вплоть до конца 1903 г. участвует в реструктуризации подразделений. На долю Наумова выпало (уже в должности управляющего Строительной частью Отдела торговых портов) преобразовывать Строительную часть в 1905 г. в новое Министерство — Министерство торговли и промышленности.
О деятельности В.Н. Наумова трудно судить напрямую из-за отсутствия архивных материалов. В какой-то степени успешность его работы по организации проектирования и изысканий в портах видна по результатам — реализованным проектам в различных регионах.
При ограниченном ассигновании работ, что было связано с затратами на войну с Японией, в период с 1901 по 1910 гг. было сделано достаточно много.
Если принимать во внимание интенсивное строительство железных дорог в конце XIX и начале XX вв., развитие судоходства на внутренних водных путях и связанное с ними оживление товарообмена, то становится понятным, в какие новые условия было поставлено и морское судоходство. Замена парусного флота паровым и постоянное увеличение размеров и глубины осадки морских пароходов требовали глубоких и обширных подходов к портам, вполне защищённых от волнения, портовых бассейнов с набережными, доступными для непосредственного причаливания к ним.
При таких нарождавшихся требованиях существовавшие порты перестали отвечать своему назначению. Как при улучшении этих портов, так и при устройстве новых, требовалось производить крупные строительные работы.
В числе таких работ следует отметить:
— в Белом море: углубление подходов с моря к Архангельскому порту и устройство в нем двух бассейнов с набережными;
— в Балтийском море: в Санкт-Петербурге была выполнена часть работ по программе общего переустройства Санкт-Петербургского порта (устроены гавани для экспорта хлеба и леса, велось устройство глубоких набережных для привозимых грузов и углубление Морского канала); в Ревеле было проведено переустройство и углубление двух гаваней с набережными; в Риге — углубление порта и устройство железнодорожной гавани с глубокими набережными; в Виндаве — сооружение двух молов; в Либаве — устройство набережных и защитных сооружений в рейдовой части порта, углубление гавани и переустройство в ней старых набережных;
— в Чёрном море: в Одессе — углубление гавани, сооружение каботажной гавани и переустройство Военного мола; в Днепрово-Бугском лимане — углубление канала к Николаеву; в Ялте — удлинение мола и устройство нового участка каботажных набережных; в Новороссийске — мол с набережными; в Туапсе — возведение защитных сооружений; в Поти — постройка нового бассейна с возведением набережных; в Батуми — углубление порта и устройство каботажной гавани;
— в Азовском море: углубление Керчь-Еникальского канала и начало строительства Керченского порта; в Мариуполе — углубление подходного канала и порта; в Бердянске и Таганроге — углубление подходных каналов и гаваней с расширением линий причалов; в Ейске — устройство каботажного порта;
— в Каспийском море: землечерпание для углубления Петровского порта и для поддержания глубины в устье реки Волги, на взморье и по Бахтемировскому фарватеру.
В прочих пунктах морских побережий также производились работы, но менее значительные, сводившиеся преимущественно к землечерпанию или же к устройству пристаней и других небольших сооружений. Как видим, даже в условиях сдержанного финансирования, связанного с поражением в войне 1905 г., ведомство, руководимое Василием Николаевичем Наумовым, находило возможным вести разноплановые текущие работы по поддержанию портовой инфраструктуры на должном уровне на всех морских бассейнах России.
