ФАДЕЕВ ПЁТР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Наш первый директор Пётр Александрович Фадеев родился 24 марта 1837 года в дворянской семье в Екатеринославской губернии. По вероисповеданию — православный, по семейному положению — холост.
По окончании Института инженеров путей сообщения (1857 г.) он был произведён в поручики Корпуса инженеров путей сообщения (ПС).
С 1857 по 1863 гг. приказами главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями П. А. Фадеев назначался на различные должности, связанные с железными дорогами нескольких округов.
Удивляет лёгкость, необыкновенная инженерная отвага и уверенность Петра Александровича, с которой он брался за, казалось бы, малознакомые и незначительные дела. Ещё будучи молодым специалистом, он в 1863 г. составил детальный проект гранитной набережной и шоссе на берегу Невы перед зданием Главного Адмиралтейства для соединения Дворцовой набережной с Петровской площадью. В 1864 г. он уже занимался производством работ по прокладке подводного кабеля через Неву у Литейного моста и устройством воздушной линии этого кабеля до Зимнего дворца и Главного Адмиралтейства. В 1866 г. он был назначен заведующим Николаевским мостом и Лиговским каналом.
За отличие по службе П. А. Фадеев был произведён в штабс-капитаны 27 марта 1866 г. На основании преобразования Корпуса ПС из военного учреждения в гражданское, c 11 июня 1867 г. он получил титул «надворного советника со старшинством», а в марте 1870 г. за отличие по службе был произведён в коллежские советники.
В 1871 г. высочайшим приказом П. А. Фадеев был назначен чиновником по особым поручениям при министре ПС Бобринском. В этом же году он был произведён в статские советники и одновременно назначен членом Комитета по постройке в России узкоколейных железных дорог и членом Комиссии всестороннего обсуждения общей системы устройства тыла армии, принятой в Пруссии.
В 1873 г. за отличие по службе Пётр Александрович был произведён в действительные статские советники.
Со временем начинают проявляться профессиональные приоритеты П. А. Фадеева. В августе 1874 г. его назначили членом Комитета по устройству Санкт-Петербургского морского канала «с оставлением в прежних должностях», а с 1874 г. — членом Комитета под председательством г-на Журавского по устройству Мариинского водного пути.
Высочайшим приказом по МПС от 20 января 1877 г. П. А. Фадеева назначили директором Департамента шоссейных и водяных сообщений, из которого и выделилась в дальнейшем (1885 г.) Временная комиссия по устройству коммерческих портов.
С этого момента окончательно определилось тяготение Петра Александровича к развитию водных систем и портостроению.
О успехах работы П. А. Фадеева можно судить по ежегодным, начиная с 1878 г. и вплоть до 1891 г., благодарностям, объявлявшимся ему 12 раз «за успешное исполнение членами ведомства ПС чертежей, проектов сооружений и изысканий, произведённых по сухопутным и водяным сообщениям и портам».
В 1880 г. он председательствовал в комиссиях МПС, учреждённых для разработки вопросов по устройству портов в Мариуполе и Николаеве. В 1881 г. в составе Особой комиссии П. А. Фадеев разрабатывал систему мероприятий по улучшению судоходных условий Волги. За отличие по службе в этом же году он был произведён в тайные советники.
За участие в работах по устройству Свирского и Сясьского каналов ему была «Всемилостивейше пожалована золотая табакерка с портретом Его Величества, украшенная бриллиантами».
В 1884 г. П. А. Фадеева командировали в Швецию, на Мариинскую систему и в г. Архангельск для осмотра водяных сообщений.
Очередная, ставшая уже привычной, восьмая монаршая благодарность была объявлена Петру Александровичу за участие в работах по устройству Санкт-Петербургского канала 25 мая 1885 г. Высочайшим приказом по МПС 31 мая 1885 г. Фадеева назначили председателем Временного управления и комитета по устройству морского канала с оставлением в должности директора Департамента шоссейных и водяных сообщений.
В июле 1885 г. означенное Управление было преобразовано во Временную комиссию по устройству коммерческих портов. С этого времени жизнь П. А. Фадеева была неразрывно связана с водными путями. В 1886—1891 гг. он активно участвовал в работах по благоустройству Одесского порта, нового Мариинского канала, Санкт-Петербургского порта, в выборе места для создания незамерзающего порта на Балтийском море для отстоя военного флота, развитии судоходства по Волге и её притокам.
В 1892 г. П. А. Фадеев был назначен членом Комиссии по разработке положений об учреждении Инспекции шоссейных и водяных путей.
21 октября 1892 г. Пётр Александрович с большими почестями был отправлен на пенсию. Учитывая его большой вклад в развитие сухопутного и водного транспорта, Государь Император «по всеподданнейшему докладу Управляющего МПС 13 ноября 1892 г. Всемилостивейше соизволил на оставление в Правительствующем Сенате сенатора, тайного советника Фадеева с предоставлением права носить мундир, присвоенный инженерам путей сообщения».
Совет Института инженеров ПС императора Александра I на заседании 16 октября 1896 г. единогласно избрал П. А. Фадеева почётным членом института в знак особых заслуг в подготовке специалистов.
Умер Пётр Александрович 24 июля 1904 г. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в г. Санкт-Петербурге.
Об исключительном отношении Правительства России к Петру Александровичу можно судить по содержанию паспорта, выданного ему Министерством иностранных дел: «То ради дружейно просим все высокие области и приглашаем каждого, кому ещё предъявится, нашим же Воинским и Гражданским Управлением Всемилостивейше повелеваем тайного советника П. А. Фадеева не только свободно и без задержания везде пропускать, но и всякое благоволение и вспоможение ему оказывать. Во свидетельство того и для свободного проезда дан сей паспорт с приложением нашей Государственной печати».
Разумеется, счастливое долголетие любой организации создаётся каждодневным напряжённым трудом многих поколений, образованием крепких традиций, продолжающих жить во времени. Однако следует признать большой удачей для нашего института, что у его истоков стоял такой государственный муж, преданный России, и большой профессионал, как Пётр Александрович Фадеев, к тому же пользовавшийся несомненной благосклонностью у членов царской фамилии и авторитетом у Государственного Совета.
